Беспомощность, растерянность, нежелание жить — подобные эмоции испытывает человек, внезапно лишившийся возможности видеть. Все, что с легкостью он мог делать еще вчера — поджарить картошку, заштопать прореху на рубашке, починить «свистящий» кран, — теперь всему приходится учиться заново.
Железногорский филиал общественной организации Всероссийского общества слепых с созданным на его базе реабилитационным центром дает надежду многим, кто потерял зрение.
- В том, что мы существуем, а Центр создан в 1999 году, огромная заслуга Василия Васильевича Коломойца, тогдашнего директора Михайловского ГОКа, — говорит руководитель филиала Нина Гончарова. — Он многое сделал: помог с помещением, оборудованием.
Михайловский ГОК до сих пор оказывает центру большую помощь — приобрел компьютеры и специализированные программы для обучения незрячих.
Инвалиды по зрению, как послеослепшие, так и слепые с рождения приезжают в Железногорск со всего Центрального Федерального округа. Программа реабилитации, которую они здесь проходят, рассчитана на 70 дней.
- Обучение идет по трем направлениям, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Марина Сотникова. — Это ориентировка и мобильность в пространстве, самообслуживание и домоводство, адаптивная физическая культура, чтение и письмо по Брайлю, обучение компьютерной грамотности, рукоделием.
Некоторых наших подопечных слепота застает врасплох, — продолжает Марина Николаевна.
Уроки здесь — как в обычной школе — по 45 минут. Каждый день, даже в субботу, инвалиды приходят на занятия. Преподаватель по ориентировке Светлана Медведева учит людей ориентироваться в пространстве: в помещениях и на улице.
- Сначала мы изучаем здание, — говорит Светлана Ивановна. — Проходим вдоль и поперек, запоминаем, а потом, стараемся сделать его план из специальных деревянных деталей на магнитах.
Научившись передвигаться в помещении, подопечные центра выходят на улицы и учатся ходить с тростью. Занятия с ними проходят также в супермаркетах. Пользование эскалатором, умение двигаться среди торговых стеллажей и выбирать продукты. Эти навыки так нужны им в повседневной жизни.
План занятий физической культурой составляется с учетом других заболеваний «ученика».