МГОК: история

Опубликовал heavil-fer - Март - 16 - 2012

Открытое акционерное общество «Михайловский горно-обогатительный комбинат» развивается на сырьевой базе Михайловского железорудного месторождения Курской Магнитной Аномалии, открытом в 1950 году Льговской геологоразведочной экспедицией под руководством Г.Г. Бочарова.

3 августа 1957 года было принято правительственное решение о начале строительства горнорудного предприятия по добыче богатой железной руды Михайловского рудника. В сентябре того же года была создана дирекция строящегося Михайловского железорудного комбината (МЖК) во главе с директором Иваном Кузьмичом Митрофановым и главным инженером Николаем Михайловичем Кобылиным. Тогда же началось строительство карьера и рабочего поселка, первоначально рассчитанного на 10-15 тыс. человек. Возведение объектов соцкультбыта осуществлялось специально созданным трестом «Курскрудстрой».
В самом начале строительства рудника и поселка в условиях осенней распутицы, бездорожья пионерам освоения месторождения приходилось чрезвычайно трудно. До ближайшей железнодорожной станции Дмитриев-Льговский, где располагалась перевалочная база стройки — более 30 км, а грузы возили при любой погоде на тракторах и грузовиках с малой грузоподъемностью.
На строительство Михайловского рудника ехали из всех уголков страны: Урала и Сибири, Подмосковья и Кривого Рога. Среди первопроходцев были высококвалифицированные инженеры, специалисты рабочих профессий. В ряды строителей рудника вливались и местные жители из окрестных деревень.
Город Железногорск начал строиться одновременно с Михайловским рудником. Среди первых сданных объектов нового города были больничный комплекс, банно-прачечный комбинат, хлебозавод, школа, клуб, бараки. Развивался железорудный комбинат, расширялась, богатела социальная сфера.

Строительство Михайловского рудника велось под непосредственным руководством контролем Курского совнархоза. Благодаря его действенной помощи и активной творческой работе дирекции строящегося предприятия в короткий срок в течение 1958-1959 годов были построены и введены в строй линия электропередачи (ЛЭП) Курск — Железногорск протяженностью 106 км, железнодорожная ветка Арбузово — Михайловский рудник длиной 51 км. Сооружен ряд вспомогательных объектов: авто- и ремонтные мастерские, подстанция на 6000 вольт, которая дала возможность внедрить в карьере передовую, по тому времени, технику. Вместо старых экскаваторов с емкостью ковша в пол куба в строй вступили четырехкубовые шагающие экскаваторы. Одновременно с ними, впервые в отечественной практике, на строительстве рудника стали применять технику непрерывного действия в комплексе с автомобильным транспортом.
Разработка Михайловского месторождения началась устройством въездной траншеи. Первые 10-15 метров в глубину горняки преодолели сравнительно легко. Однако, когда экскаваторы на горизонте 170 м встретились с сеноман-альбскими песками, начались трудности. Перенасыщенные водой, при вскрытии они не отдавали влагу, то есть не дренировали и по этой причине представляли собой зыбкую массу, в которой тонула горнотранспортная техника.

Преодоление внезапно возникших трудностей потребовало от горняков принятия неординарных научно-технических решений, напряжения физических сил.

Экскаваторная бригада А.В. Чернова выступила с инициативой достичь годовой выемки и погрузки на автотранспорт не менее миллиона кубометров вскрыши — рубеж, который на тот момент не был взят ни на одном родственном предприятии! Со своим обязательством бригада успешно справилась. Бригадир экскаваторщиков М.Д. Дзахов предложил создать комплексные автомобильно-экскаваторные бригады, что в конечном итоге способствовало повышению производительности труда.
Серьезную помеху для горняков-первопроходцев рудника представляло намерзание грунта на днища автосамосвалов. Однако для технической службы предприятия она оказалась вполне разрешимой.
Был предложен оригинальный вариант: наварить второе днище кузова и выхлопные газы работающих машин пустить в просвет между ними. Вопрос был решен. Опыт Михайловских горняков тут же распространился на других предприятиях отрасли! Все это — творчество инженеров и рабочих-горняков, беспримерный энтузиазм всего коллектива строящегося рудника — проложило путь к победе — добыче первого ковша богатой курской руды «синьки». 10 июня 1960 году ее зачерпнул Николай Клименко, молодой машинист экскаваторной бригады Ф.С. Кемайкина. 20 июня первый железнодорожный состав с богатой рудой Михайловского рудника был торжественно отправлен на Новотульский металлургический завод. По этому случаю на борту карьера собрался многотысячный митинг с участием горняков, жителей поселка, гостей из соседних сел и городов и даже из Москвы. На праздник курских горняков приехали член-корреспондент АН СССР Н. В. Мельников и, в то время профессор Московского горного института, доктор технических наук, а позднее — академик, ректор МГИ В. В. Ржевский. В своих выступлениях они дали высокую оценку упорству, творческому энтузиазму строителей рудника. В частности, вот что сказал тогда Н. В. Мельников: «Курские горняки в процессе строительства Михайловского рудника проявили большое искусство в разработке обводненных пород. Важно сказать и о том, что они впервые в железорудной промышленности применили на вскрышных работах систему непрерывного действия — роторный экскаватор в комплексе с ленточным конвейером и отвалообразователем». И еще на один значительный вклад в развитие отечественного горнорудного производства указал тогда В. В. Ржевский: «Курские горняки, — сказал он, — установили рекорд в мировой практике по скорости углубления карьера: за полугодие они углубились на 30 метров, в том числе за последние полтора месяца — на 22 метра! А самое большое, что было достигнуто до сих пор в горном деле, — это 12-20 метров в год».
С гордостью на митинге назывались имена машинистов экскаваторов, автомобилистов, рабочих других профессий, чей вклад в трудовую победу был наиболее весом. Это С. Т. Акимов, А. В. Чернов, Ф. С. Кемайкин, М. В. Косоротиков, В. М. Климентович, Н. Ф. Клименко, П. П. Глинчиков, Ф. С. Перевалов, В. Г. Гладьянов, А. И. Соя, И. Д. Дудин, М. Д. Дзахов, B. C. Павлов, И. М. Мацуев, И. С. Молочников. Тогда же был по праву отмечен большой творческий вклад инженерно-технических работников: И.А. Щербака, И. П. Калинина, Н. А. Зосименко, М. Г. Камышева, В. И. Хомутова, В. И. Пономарева, Я. К. Борзенко, В.В. Васина, В. Ф. Мосалкова, Н. Д. Лобанова. Была высоко оценена организаторская работа дирекции комбината — И. К. Митрофанова и Н.М. Кобылина.
Одновременно со строительством рудника интенсивно велись работы по возведению объектов 1-й очереди дробильно-сортировочной фабрики (ДСФ-1), которая вошла в строй в декабре 1960 году на мощность 2,5 млн. тонн руды в год. Ввод в строй производственных мощностей одного из важнейших объектов Михайловского железорудного комбината еще не означал его ритмичной работы. Спроектированная институтом «Южгипроруда» фабрика, в том числе корпус сушки, имели ряд недоработок, исправлять которые пришлось уже в процессе работы фабрики ее инженерно-техническому персоналу и управлению комбината. При этом была осуществлена замена грохотов, реконструкция конвейеров приводных и натяжных станций. В корпусе мелкого дробления установлена дополнительная конусная дробилка КМД с целью увеличения производительности фабрики и снижения циркуляционной нагрузки. В корпусе сушки заменены батарейные циклоны на мультициклоны, скрубберы, увеличены мощности двигателей на барабанах, что способствовало увеличению производительности последних в два раза. С момента добычи первого ковша руды плановые задания по добыче постоянно увеличивались. При этом вопрос с производством вскрышных работ приобрел еще большую остроту.
В этот ответственный момент предприятие возглавил новый директор Н. А. Никитин, горный инженер с большим опытом руководящей и организационной работы на Подмосковном угольном бассейне. Было принято решение одновременно с наращиванием темпов работы автотранспорта и карьерного горно-транспортного оборудования непрерывного действия внедрить в карьере на вскрышных работах и железнодорожный транспорт.

В 1963 году на комбинате впервые в горнорудной области страны зародилось и обрело широкий размах освоение технологии прямой погрузки рыхлой горной массы шагающим экскаватором в железнодорожные думпкары. Ее освоили опытные экскаваторщики, машинисты шагающих экскаваторов ЭШ- 4-40 В. М. Мясоедов, В. М. Трофимов и братья Хромовы — Василий, Александр и Николай. В этот же период было принято решение о строительстве карьера железистых кварцитов производительностью 30 млн. тонн сырой руды в год в соответствии с разработанным в 1964 году институтом «Центрогипроруда» проектным заданием. При его рассмотрении было предложено составить проектное задание и на строительство горно-обогатительного комбината (ГОКа) по переработке неокисленных кварцитов производительностью 15 млн. тонн сырой руды в год, а окисленные кварциты из-за отсутствия эффективной схемы их обогащения складировать в специальный отвал.
10 мая 1967 года начал строиться кварцитный карьер, в июле того же года Совет Министров СССР утвердил проектное задание первой очереди Михайловского ГОКа, а в октябре началось его строительство. Дирекцию строящегося горнорудного предприятия возглавил А. И. Потапов. Строительству объекта общегосударственного значения было присвоено звание Всесоюзной ударной стройки. Вместе с тысячами советских рабочих самых разных профессий здесь трудился большой отряд болгарских строителей. Согласно проектному заданию, в состав МГОКа вошло свыше 20 крупных объектов: карьер по добыче неокисленных кварцитов, дробильная фабрика, обогатительная фабрика, фабрика окомкования, ремонтно-механические мастерские, комплекс сооружений железнодорожного транспорта и средств СЦБ и связи и ряд других. Интенсивно поступала горно-добывающая и транспортная техника — экскаваторы цикличного действия ЭКГ — 8И, шагающие экскаваторы ЭШ — 10-50, большегрузные самосвалы БелАЗ.
31 октября  1973 года на   восьмой секции   комбината смена Н. М. Ворсина  получила первый железорудный  концентрат. 6 декабря первый состав с ценным железорудным сырьем был отправлен в адрес металлургов. 27 декабря 1976 года первая очередь фабрики мощностью 3,1 млн. тонн офлюсованных железорудных окатышей вошла в строй. Возведение этого важного промышленного объекта олицетворяло собой крупную победу отечественного машиностроения и строительного производства. Впервые в стране здесь была смонтирована обжиговая печь площадью 520 кв. метров. В ноябре 1977 года фабрика окомкования МГОКа полностью вошла в строй на мощность 6,2 млн. тонн окатышей. В 1981 году за разработку, изготовление и освоение гаммы конвейерных обжиговых машин, включая уникальный тип ОК-520, группе работников завода Уралмаш, институтов Уралэнергочермет, ВНИИМТ, Механобрчермет, а также Минчермета СССР, Минмонтажспецстроя, Михайловского ГОКа и ряда других предприятий была присуждена Государственная премия.
Возрастание производственных мощностей предприятия конца 1970-х годов по переработке бедных руд потребовало интенсификации их добычи с форсированием вскрышных работ. Технический совет предприятия принял решение с одновременным повышением производительности роторных вскрышных комплексов «Михайловка-1» и «Михайловка-II» задействовать шагающие экскаваторы на переувлажненных глинах в северной части карьера. В результате такого решения здесь впервые в железорудной отрасли была внедрена прямая погрузка вскрышных пород шагающим экскаватором на технологический автомобильный транспорт, способствуя тем самым повышению его эффективности. Смелую инициативу отработать эту необычную технологию в условиях карьера взяли на себя передовые машинисты Н. А. Житков, И. Д. Маслов, И.Л. Горбачев и П. И. Ячин.
В решение ответственной задачи по увеличению объема добычи бедных руд — неокисленных кварцитов и производства вскрыши включился весь многотысячный коллектив комбината. Яркие страницы в историю предприятия вписали экипажи автомобилистов А. М. Чаплыгина, награжденного впоследствии медалью Героя Социалистического труда, О. И. Козина, В.И. Горбунова, выступивших с инициативой досрочного выполнения годовых и пятилетних производственных планов. В 1981 году A.M. Чаплыгин освоил новую высокопроизводительную автомобильную технику — 120-тонный самосвал японского производства «Комацу». Тогда же его экипаж выступил с инициативой организовать бригадную форму труда по единому наряду с коэффициентом технического участия (КТУ), что самым эффективным образом способствовало повышению производительности труда на карьерном автотранспорте.
Не отставали от водителей большегрузных автосамосвалов и экскаваторщики, в авангарде которых стояла бригада Н. Н. Москальца, слава о производственных успехах которой прогремела на всю горнорудную отрасль страны.
С именем Н. Н. Москальца на комбинате теснейшим образом связано патриотическое движение за наивысшую производительность горно-транспортного оборудования. Его бригада за 1975 год взяла из добычных забоев экскаватором ЭКГ-4,6 миллион кубометров железистых кварцитов — недостижимый на тот момент результат ни на МГОКе, ни на родственных предприятиях. Высочайшие показатели давала бригада Н. Н. Москальца и в последующие годы на поступавших на комбинат новейших образцах добычного оборудования — ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5. На базе бригады много лет работала школа передовых методов труда, которую прошли многие машинисты экскаваторов Михайловского ГОКа и родственных предприятий страны. На всех этапах ввода в строй и освоения производственных мощностей Михайловский горно-обогатительный комбинат характеризовали высокий уровень механизации и автоматизации производственных процессов по всему технологическому циклу, а также их темпы и рост добычных работ. Об этом красноречиво говорят такие показатели: начиная с 1980 года из забоев рудника каждые три года отгружались новые сто миллионов тонн бедной и богатой руды. Хотя на первые — стомиллионную и двухсотмиллионную — потребовалось четырнадцать и десять лет.
Высокие темпы производства сохранились и после преобразования Михайловского ГОКа в открытое акционерное общество: в 1995 году добыта 700-миллионная тонна руды, в 1999 — 800-миллионная тонна, в 2002  - 900-миллионная, а еще через два года и три месяца горняки торжественно отметили добычу миллиардной тонны железной руды Михайловского месторождения КМА! Ее погрузил в автосамосвал Валентина Швецова бригадир экскаваторной бригады Александр Казаев. За весомый вклад коллектива Михайловского ГОКа в развитие отечественного горнорудного производства более полутора тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия награждены высокими правительственными наградами СССР и Российской Федерации.
Сегодня ОАО «Михайловский ГОК» — это современное, динамично развивающееся предприятие с надежной сырьевой базой, высоким уровнем интеграции науки и производства. В ближайшей и отдаленной перспективе комбината заложены планы освоения новой высокопроизводительной техники, высоко рентабельной технологии обогащения руд, выпуска новых видов продукции.

В датах картина наиболее важных событий выглядит следующим образом:

1957 год. Начало строительства горнорудного предприятия по добыче богатой руды Михайловского месторождения.
1960 год. Добыт первый ковш богатой железной руды.
1961 год. Ввод в эксплуатацию дробильно-сортировочной фабрики по производству аглоруды.
1967 год. Начало строительства горно-обогатительного комплекса.
1973 год. На дробильно-обогатительном комплексе приступили к выпуску железорудного концентрата.
1978 год. Вступила в строй фабрика окомкования. Получены первые обожженные окатыши.
2004 год. В карьере МГОКа добыта миллиардная тонна руды со дня основания.
2006 год. Ввод в эксплуатацию участка флотационного обогащения магнетитового концентрата. Пройден сертификационный аудит системы менеджмента качества по МС ИСО 9001:2000.
2010 год. На Михайловском ГОКе отметили 50-летие добычи первой тонны руды Михайловского месторождения.
2009 год.
Сертифицирующим органом TUV SUD одновременно с ресертификационным аудитом системы менеджмента качества на соответствие новому стандарту ИСО 9001:2008 успешно проведен и сертификационный аудит системы менеджмента ОЗиБТ.
2011 год
Распоряжением Председателя Правительства РФ от 25 февраля 2011 года №285-р Михайловскому ГОКу — предприятию холдинга «Металлоинвест» — присуждена премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области науки и техники, комплекса 3-й обжиговой машины.

2012 год