МГОК: карьер

Опубликовал heavil-fer - Апрель - 1 - 2012

Руда в карьере Михайловского ГОКа добывается открытым способом. В рудных пластах бурят скважины, куда закладывают взрывчатку, и происходит взрыв. Таким образом руда разрушается на куски, и становится возможной ее погрузка и транспортировка.

4 июня 1960 года в карьере Михайловского железорудного комбината был произведен первый массовый взрыв руды. Еще не так давно железногорцы сравнивали грохот взрывов с выстрелами адмиралтейской пушки в Ленинграде. Каждую пятницу ровно в двенадцать — хоть время сверяй — мощные раскаты мирных взрывов доносились до города.
Сейчас взрывы можно услышать крайне редко. Причина — постоянная работа по повышению технологичности и экологичности взрывов. Одним из важнейших этапов этой работы стал ввод собственного завода по производству компонентов взрывчатых веществ. Завод был построен в беспрецедентно короткие сроки, и с отличным качеством. Благодаря оснащению завода компьютерными технологиями и внедрению автоматизированной системы контроля и управления производством многократно возросла безопасность, экологичность и экономичность буровзрывных работ. Здесь используется отечественная технология производства эмульсионных взрывчатых веществ на основе российского сырья. Производственная мощность комплекса по приготовлению компонентов эмульсионных взрывчатых веществ в настоящее время составляет 20 тыс. тонн эмульсии в год и до 37 тыс.тонн гранэмитов. Эмульсионные вещества используются как для сухих, так и для обводненных скважин. Первый взрыв был произведен с применением не электрической системы «Эдилин» Муромского приборостроительного завода. В настоящее время применяются и другие не электрические системы взрывания. Карьер Михайловского ГОКа почти с первых дней разработки стал испытательной площадкой для внедрения научных разработок советских, российских и зарубежных институтов и инженерных центров. За годы промышленного освоения Михайловского месторождения железных руд в карьере были применены все известные способы бурения взрывных скважин и различные типы буровых станков.
Большинство людей, впервые попавших в рудный карьер, сразу чувствуют масштаб происходящего. Огромные куски руды, невероятный размах и гигантская, никогда не встречающаяся в обычной жизни техника. Особенно поражают большегрузные самосвалы. Поначалу даже трудно поверить, что эти машины, величиной с трехэтажный дом, быстры, маневренны и управляются самыми обычными водителями. Хотя, конечно, «обычные» — это не про них. Смотреть и восхищаться — одно, работать — совсем другое. Не всякому под силу. И это притом, что карьерные машины сегодня куда более комфортные и надежные, чем в первые годы освоения Михайловского железорудного месторождения. Автомобили были в далеком 1957-м единственным видом транспорта, обеспечивающим стабильную работу всех подразделений и служб комбината. В карьере тогда работали пятитонные МАЗ-205. Сегодня в карьере трудятся гиганты грузоподъемностью 130 тонн. Современные самосвалы, конечно, не идут ни в какое сравнение, но, как и прежде, от водителей требуется доскональное знание техники, четкое выполнение правил эксплуатации.

В управлении автомобильного транспорта постоянно увеличивается производительность труда. Оптимизация транспортной схемы, обновление парка самосвалов и увеличение средней грузоподъемности обусловили повышение средней производительности технологических самосвалов. Совершенствование транспортной схемы карьера рудоуправления с вводом железнодорожного транспорта на более низкие горизонты позволило удерживать расстояние транспортирования горной массы автомобильным транспортом в оптимальных пределах.
Основа бесперебойной работы автотранспорта и достижения высокого коэффициента использования автопарка — своевременное и качественное выполнение ремонтов. Силами ремонтной службы УАТ выполняются все виды ремонтов как автомобилей в целом, так и отдельных узлов и агрегатов. Большое внимание уделяется изготовлению собственными силами запасных частей, а также восстановлению изношенных деталей с помощью современных технологий (плазменная наплавка и напыление, гальваническое восстановление и др). Коллектив ремонтных мастерских отличает творческий подход к выполнению самых сложных производственных заданий. Ремонтники освоили изготовление многих запчастей, резинотехнических изделий, диагностических и ремонтных приспособлений; проводят планово-предупредительные и капитальные ремонты технологического автотранспорта.
Планирование работы автотранспорта и контроль на линии осуществляются службой эксплуатации УАТ. От четкой работы этой службы зависят выполнение плана перевозок горной массы, своевременная доставка трудящихся, обеспечение подразделений комбината хозяйственным транспортом. На комбинате постоянно проводится работа по повышению эффективности использования транспорта. Внедрена программа диспетчеризации горно-транспортного комплекса, которая обеспечивает автоматический сбор информации, управление оборудованием в режиме реального времени. Возможности новой программы широки — это управление нештатными ситуациями; контроль расхода топлива, мониторинг работы двигателя самосвала и эксплуатации шин; контроль загрузки самосвала и контроль скорости его движения.
Руда только тогда становится товаром, когда ее доставят до потребителей. Эта задача на комбинате возложена на железнодорожный транспорт. Управление железнодорожного транспорта Михайловского ГОКа сегодня — это более 300 км железнодорожных путей с искусственными сооружениями, объектами и средствами путевого хозяйства. Депо, мастерские, путевые машины и механизмы, локомотивы и многочисленный вагонный парк, устройства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, контактной сети и энергохозяйства, железнодорожные станции. Доля управления железнодорожного транспорта (в объемах перевозок по комбинату) — 55%, а по грузообороту — 88%.
На комбинате ведется постоянная работа по реконструкции транспортной системы железнодорожных перевозок горной массы и обеспечению безопасности движения поездов. Железнодорожные станции оборудованы микропроцессорной системой управления, внедрен; система контроля наличия свободных участков пути с помощью счетчиков осей подвижного состава.
Важным направлением работы Управления железнодорожным транспортом (УЖДТ) является отгрузка готовой продукции потребителям. Эту задачу МГОК решает в тесном взаимодействии с ОАО «Российские железные дороги». В процессе работы между комбинатом и ОАО «Российские железные дороги» сложились взаимовыгодные партнерские отношения. Комбинат принимает участие в реализации совместных с ОАО «РЖД» мероприятий, направленных на снижение времени оборота вагонов, развитие станций Курбакинская и Михайловский рудник, повышение качества ремонта и подготовки вагонов, оптимизацию документооборота при оформлении маршрутов.
С целью повышения качества погрузки железорудного сырья в вагоны и выполнения требований Правил по безопасности движения реализуется программа модернизации железнодорожного весового оборудования: устанавливаются современные высокоточные электронные весы, обеспечивающие потележечное взвешивание; полностью автоматизированы процессы погрузки окатышей и концентрата. Развивается сотрудничество комбината с компаниями — собственниками подвижного состава. Основным партнером комбината среди операторских компаний является ООО «Металлоинвесттранс», имеющее более 4000 тыс. единиц подвижного состава.
Одним из важнейших звеньев технологической цепи Михайловского ГОКа является дробильно-обогатительный комплекс. 31 октября 1973 года была произведена первая тонна концентрата. Именно ввод в строй дробильной и обогатительной фабрик стал началом новой истории освоения месторождения — предприятие сформировалось как Михайловский горно-обогатительный комбинат.
На сегодняшний день Дробильно-обогатительный комплекс (ДОК) является одним из лидеров среди профильных цехов горнорудной отрасли России по производству высококачественного сырья для металлургов. Залогом успеха сегодняшнего дня, реализации задач комплекса является продуманная техническая политика и всесторонняя поддержка акционеров и управляющей компании «Металлоинвест», целенаправленная работа коллектива рабочих и специалистов ДОК по повышению эффективности производства, совершенствованию технологии и увеличению производительности оборудования. Так, сегодня здесь внедрены новые технологии сухой магнитной сепарации и флотационной доводки концентрата. Специалисты ДОК ведут постоянную работу по совершенствованию технологических процессов, увеличению производительности оборудования, улучшению качества продукции и снижению ее себестоимости.
Дробильно-обогатительный комплекс — один из адресов реконструкции, которую Михайловский ГОК проводит при активном участии акционеров и управляющей компании «Металлоинвест». Был сооружен и введен в эксплуатацию корпус сухой магнитной сепарации. В результате возросли объемы переработки железной руды, снижено потребление электроэнергии и расход измельчающих шаров, увеличен выпуск железорудного концентрата. Кроме того, появилась возможность выпуска новых видов товарной продукции из отходов сухой магнитной сепарации щебня и отсева.
Реализуемые здесь проекты направлены, в первую очередь, на повышение производительности, качества и конкурентоспособности продукции, оптимизацию системы энергосбережения. Так, к примеру, обновлены, оснащены более мощной мельницей и введены в общий поток производства концентрата ранее опытно-промышленные обогатительные секции № 9 и 10. Впервые в России введено в эксплуатацию производство флотационного магнетитового концентрата для выпуска доменных окатышей повышенного качества и окатышей под металлизацию. Начато производство гематитового концентрата из отвальных хвостов мокрой магнитной сепарации, что в перспективе позволит увеличить производство товарной продукции без увеличения объемов добычи. Кроме того, данная технологическая схема предполагает комплексное использование природного сырья, снижение экологической нагрузки, а также уменьшение объемов транспортировки хвостов ММС отделения обогащения.