Геннадий Григорьевич Иванчин возглавил спортшколу в расцвете своих тренерских сил и возможностей. И, кто знает, какие муки сомнений пришлось испытать этому человеку, прежде, чем резко поменять круг своих обязанностей. Ведь человек состоялся как детский тренер, имеет положительный опыт руководства и взрослыми командами, а право на то, что ты настоящий директор, да еще не простой спортшколы, а СДЮСШОР, еще надо доказать. Не знаю, каким последним доводом воспользовался С.С. Румянцев, в ту пору начальник управления по физкультуре и спорту, но Г.Г. Иванчин дал свое согласие занять пост директора. Наверное, это была одна из лучших кандидатур, ведь пройдя в своей жизни все ипостаси — от ученика спортшколы до одного из ведущих тренеров, человек знает, где слабые места в жизни спортшколы, а, главное, чего не хватает тренеру, чтобы его результаты были более ощутимы.
Г.Г. Иванчин всегда считал, что мощным стимулирующим фактором в работе тренеров является атмосфера в коллективе. Если она замешана на конкурентной основе, то попавший в нее наставник сразу же оценивает себя и делает вывод: мне или надо работать, как коллеги (пусть не сразу), или уходить. Такая атмосфера существует много лет. В этом заслуга нескольких поколений директоров, завуча А.В. Паукова, который сам является примером профессионала и очень ответственного человека, да и всех тренеров, составляющих костяк коллектива. При этом каждый новичок, и, особенно, молодой тренер, может быть уверен, что ему помогут. А еще — каждое его достижение будет замечено коллегами. Г.Г. Иванчину надо было только поддерживать эту атмосферу.
А вот с чего начал новый директор, так это с того, что попытался выстроить систему, в которой у каждой команды был бы свой спонсор, помогающий в ее становлении. В этой работе помогали личные контакты с учениками и родителями. При такой поддержке дети стали чаще ездить на сборы, легче стало приобретать форму, решать вопросы с транспортом. Воспитанники отделения футбола начали участвовать в первенствах Черноземья. У детских команд появилась возможность сравнить себя со сверстниками из других городов, чаще всего из областных центров. А у тренеров появился дополнительный стимул для профессионального роста. Кстати, в сезоне 2009-го года сразу две детские команды СДЮСШОР попали в финальную часть первенства Черноземья.
Понимая, что любой успех в спорте зиждется, как минимум, на трех китах — личности тренера, спортивной базе и финансировании, директор Иванчин вплотную занимается базой. И если с дорожками для легкой атлетики помог Михайловский ГОК, то футбольным полем в 12-м микрорайоне пришлось много заниматься коллективу отделения футбола — и тренерам, и детям. И теперь не за горами тот день, когда здесь будет лежать искусственное покрытие, что даст возможность резко улучшить качество тренировочного процесса.
Мощным средством повышения культуры тренировки футболистов явилось налаживание творческих отношений тренеров СДЮСШОР с ведущими футбольными клубами страны. Тренеры бывают на семинарах, встречаются с наставниками спортшкол олимпийского резерва при московских командах «Спартак», ЦСКА, «Локомотив» питерского «Зенита». Лучшие воспитанники железногорских тренеров выступают за детские команды этих клубов.
Большую роль в повышении престижа спортшколы играют и те крупные турниры, которые проводятся в городе с участием детских команд из футбольных центров России и даже СНГ. Так, в памяти болельщиков до сих пор детский турнир в честь 50-летия Железногорска, на котором выступали киевское «Динамо» и московский «Спартак».
Принципиальной позицией директора Иванчина, и в этом он убеждает своих коллег, что ребята, оканчивающие школу, какой бы спортивной квалификации они ни были, должны получить образовании, гарантирующее им место в жизни после окончания спортивной карьеры. Не случайно большинство воспитанников спортшколы осознанно выбирают профессию. И не так уж редко ребята предпочитают тренерскую стезю, работая затем рядом со своими прежними наставниками и черпая у них знания на первых порах. Именно это является гарантией того, что большая работа, проделанная поколениями директоров и тренеров СДЮСШОР, давшая стране десятки мастеров спорта, восемь мастеров спорта международного класса, чемпионку мира и призера мирового чемпионата, двух заслуженных мастеров спорта и троих участников Олимпиад, будет продолжена. И слава о нашем городе будет греметь не только благодаря трудовым победам работников градообразующего предприятия — Михайловского ГОКа, но и благодаря спортивным успехам лучших учеников спортшколы на российской, европейской, мировой и олимпийской аренах.
Как и многие мальчишки моего поколения, в футбол начал играть во дворе. Кроме футбола был еще и хоккей. Всегда ощущал внутреннее желание и стремление к спорту. Серьезно начал заниматься футболом в 12 лет. Поэтому, хоть и набираем мы сейчас ребят с первого класса, трудно утверждать, что с 13-ти лет начинать в футболе поздно. Главное — страстное желание играть! Помню, в тот год в город приехал Ю.Н. Клоков. Я учился в 7-й школе. Он набрал на базе нашей школы группу. Наш коллектив, как оказалось впоследствии, стал образцом преданности футболу. Почти каждый — или связал свою жизнь с футболом, или до сих пор им занимается, или помогает, может, нашему общему делу. И не важно, как он играл, — плохо ли, хорошо ли. Но пройдет время, и он приведет в футбол своих детей, построит во дворе площадку или будет помогать футболу другим способом.
Через год Юрий Николаевич Клоков передал меня Н.И. Алимову. Ему удалось собрать самых лучших ребят со всех школ города. Команда у нас называлась «Горнячок». Таким образом, мне в футбольной жизни повезло — я сразу попал в хорошие руки, сначала к Ю. Клокову, а чуть позже к Н. Алимову. Сейчас, когда я уже сам тренер, я понимаю, — когда ученики идут по стопам учителя, значит, он смог зародить в их душах желание подражать, заниматься в жизни тем, что и Учитель считает главным. И тогда не важно — ты учитель математики, хлебороб или слесарь. Надо видеть и представлять, к чему стремишься и надо видеть, как люди, которых ты уважаешь, относятся к этому делу. Мне очень нравилось, как работает Николай Иванович, я видел его энтузиазм. В первые годы работы тренером я не знал, что такое отпуск или свободный день. Ребята учились в разные смены, много ездили на соревнования. Для меня моя работа была праздником. Сейчас есть люди, которые говорят: «У меня выходной». Мы этого не знали. Кроме учебы у Н.И. Алимова в моей футбольной судьбе был институт физкультуры в Смоленске. В институте я тоже играл много и жадно. Затем армия. Сначала в Николаеве, затем в Венгрии. В Южной Группе Войск отношение к футболу особое: продолжительное лето, теплые зимы, спортивные ребята… Меня и там заметили, хотели оставить на сверхсрочную службу, но я рвался домой. Соскучился по дому, городу. Приехал, набрал второклассников (1978-й г.р.) Набор оказался очень качественным. До сих пор почти все ребята связаны с футболом, так или иначе. В. Полянский окончил институт физкультуры, А. Масюк факультет физвоспитания в пединституте, С. Гомзов до сих пор играет. Играют и Ю. Цыганков, И. Кривченков, А. Куликов, Р. Куркин. Помогает футболу мой воспитанник К. Козиков. Остальные тоже играют в футбол на том или ином уровне…
Ребята 1982-го года рождения составили основу моего второго в жизни набора. Конечно, мне уже было легче. Меня в городе уже знали, да и опыт работы с детьми у меня уже был. Продолжал консультироваться у Ю.Н. Клокова и Н.И. Алимова. Николай Иванович не раз говорил мне: «Не делай моих ошибок. Уделяй внимание развитию личности!». Может, поэтому появились А. Сонин, Ю. Поташников, а Ю. Юхневич окончил институт физкультуры. Благодаря тому, что А. Сонин играл в «Спартаке», я получил грант Национальной Академии футбола, позволивший мне подняться на новый уровень в тренерском ремесле. Дело в том, что в тот момент, когда проходил конкурс, в Курской области не было ни одного тренера в возрасте до 45-ти лет, кроме меня, у которого бы ученики играли в высшей лиге. Войдя в число 100 отмеченных, я получил возможность пройти стажировку в мадридском «Реале». На следующем этапе отбора, по итогам курсов повышения квалификации в Брянске, тестирования, опросов и собеседования, было отобрано 40 из 100, затем 18, которым дали возможность повысить квалификацию в Высшей школе тренеров. Я рад, что попал в число этих 18-ти лучших детских тренеров России. Конечно, значительную роль сыграло то, что сейчас в юношеских командах московского «Спартака» играют несколько моих воспитанников.
Третьим моим выпуском была команда, большинство игроков в которой 1992-го года рождения. Конечно, есть уже опыт. Работа по всем разделам подготовки стала намного объемнее, интенсивнее, профессиональнее. Единственная трудность этого периода — совмещение тренерской деятельности с работой директора спортшколы олимпийского резерва с двумя сильными отделениями. Конечно, такое совмещение требует дополнительного времени, взятого у семьи, концентрации на проблемах двух олимпийских видов спорта, какими является футбол и легкая атлетика и предельной мобилизации сил. Но то, что мои воспитанники — Дмитрий Коробков стал победителем юношеского первенства России в составе сборной Москвы и членом сборной страны среди 16-летних футболистов, Игорь Киреев зачислен в дублирующий состав этого московского клуба и также член сборной России, но среди 17-летних, а Дима Нестеренко играет в воротах юношеской спартаковской команды, добавляет сил и прибавляет уверенности в том, что мы с ребятами на правильном пути.
Я уже говорил, что в выборе моего жизненного пути сыграла личность моего тренера Н.И. Алимова. Прошли годы и теперь уже воспитанники спортшколы Д. Савин и А. Шаповалов готовятся ехать в Смоленск изучать профессию тренера по футболу. Хотя знают, что и работа нелегкая и зарплата детского тренера оставляет желать лучшего, но что-то ребята увидели в ней такого, что их манит и увлекает. Думаю, в этом выборе выборе есть и желание быть похожими на их тренера.
Уверен, что для успешного руководства спортшколой надо поработать тренером, чтобы знать все проблемы спортивных наставников, нюансы тренерской деятельности, и представлять рычаги, воздействия на которые, можно помочь им в работе. И, прежде всего тем, кто сам ищет возможности для увеличения эффективности тренерского труда. Сложнейшая задача — подобрать тренерские кадры, а лучше воспитать свои. И тогда это будет действительно школа единомышленников. Я всегда гордился состязательной атмосферой в нашей спортшколе. Новый тренер, пришедший в коллектив, чувствует ее. И, если готов окунуться в эту соревновательную среду, то он становится полноправна членом коллектива. Если нет, — такие специалисты у нас не выживают и не задерживаются, ведь они видят, что рядом работают те, кто полностью выкладывает и отдается делу. И их успех — закономерный итог их подвижнической работы. Когда меня спрашивают о «моих университетах», то я, кроме первых железногорских наставников, всегда называю институтского тренера В. Салымова, человека, к которому всегда приходили выпускники через много лет после института. Многому нас научил преподавать и куратор нашей группы В.К. Родионов Он в последнее время работает в Курском «Авангарде». Рад, что при встрече он воспринимает меня, как коллегу. Нельзя забыть преподавателя психологии Мальчикова. Он много говорил с нами о значении психологии в большом спорте и сейчас, через много лет я вспоминая его лекции, и мне становится понятно, чем берет в своей тренерской работе Г. Хиддинк. Он приходит в команду и создает атмосферу уважения и любви. И тогда каждый играет за него. Там ведь звезды. И если каждый сыграет, раскрыв все свои лучшие качества, наступает победа.
Мне приходилось работать и тренером взрослой команды, и набирать совсем маленьких детей. Но, прислушиваясь к себе, сейчас могу сказать — я юношеский тренер. Но жизнь устроена так, что часто ты сам себе должен искать и готовить тех, с кем ты будешь работать в ближайшие 10 лет. В этом случае — каждый очередной набор — это твой золотой запас. И надо найти и воспитать того, кто готов тренироваться и в дождь, и в грязь и в холод. И тогда будет результат. Понять ребенка лучше, заглянуть к нему в душу помогает спортивный лагерь, где они 24 часа в сутки с тобой. Здесь есть время поговорить по душам, понаблюдать за ребенком вне учебно-тренировочного процесса. Но чтобы во всем этом разобраться, тренер должен быть образованным человеком. Я имею в виду не только диплом, как документ, подтверждающий завершение обучения в институте. А иначе он может сделать из здорового ребенка больного. Тренер должен быть разносторонне грамотным человеком, тогда и дети будут тянуться к знаниям и вырастут разносторонне развитыми людьми. Тренер должен любить детей, дети сразу чувствуют отношение к ним со стороны наставника. И если нет теплоты в отношениях, они бросают заниматься. Да и просто тренер должен быть всегда опрятным и вызывать у воспитанников гордость за своего наставника. Тогда они отплатят преданностью и самоотдачей, каким бы ты строгим и требовательным ты ни был. Если говорить о тренере команды взрослых футболистов, то, прежде всего, с ней должен работать человек глубоко порядочный. Если игроки видят, что тренер говорит одно, а делает другое, конфликт обеспечен. Человеческие отношения, доверительные и доброжелательные — залог здоровой атмосферы в команде. Тренер должен думать о том, чтобы футболисты получили образование, чтобы после завершения карьеры у них было чем заняться.
Вспоминаю добрым словом Г.А. Вехлова, который в тяжелейших условиях разваливающейся страны пошел на создание взрослой команды «Гевикс». Тогда футболисты получали не деньги, а талоны, которые можно было «отоварить» только в магазинах фирмы «Гевикс». И ребята играли! Сейчас футболистам, играющим на первенстве области, платят неплохую зарплату, а они говорят: «Не хочу играть!» Игроки стали избалованными.
Если бы у меня спросили, какое качество мне мешает в работе, я бы назвал свою вспыльчивость. Надо уметь сглаживать ситуацию. Но никто не оспорит моего сильного качества — я люблю футбол, я профессионально знаю его, я знаю, чем я занимаюсь и что нужно для успеха. И я люблю детей. А это как раз и является самым главным не только в работе, но и в жизни.