27 августа отмечается День российского кино. Это очень популярный праздник. В нашей стране кино любят все: и те, кто снимает, и те, кто смотрит. Этот вид искусства сочетает в себе литературу, живопись, театр, музыку.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже.
В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут. А первая цветная отечественная лента вышла на экраны.в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.
Постепенно кино становится все более популярным. Вслед за крупнейшими городами демонстрация фильмов начинается в небольших городах и даже селах. К началу мировой войны в России работает 1412 кинотеатров.
В самом начале 20-х годов XX века кино приходит и в наш, тогда еще Михайловский, район. Начался показ первых незвуковых фильмов. А с приходом в кино звука в клубе слободы Михайловки было установлено звуковое кино и демонстрировались 6-7 кинофильмов в месяц.
В1950 году в Михайловском районе уже действовал один кинотеатр и три кинопередвижки — так начиналась районная киносеть. Любопытно, чтолервая стационарная киноустановка, поданным газеты «Ударный фронт», была подарена району выставочным комитетом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки за успехи в сельскохозяйственном производстве и установлена в с. Лужки.
Огромной популярностью киносеансы пользовались и в строящемся городе горняков — Железногорске. Еще в далеком 1959 году в клубе «Строитель» киномеханик Анатолий Сидорин три-четыре раза в неделю демонстрировал кинофильмы. Вот некоторые вехи истории киносети города Железногорска.
Сколько лет минуло с тех пор, как братья Люмьер оживили картинку и заставили зрителя поверить в волшебство, чудо. Кино тогда было «немым», и лишь пианист, игравший во время сеанса, создавал звуковые эффекты. Шло время, герои кино заговорили, и из черно-белого оно превратилось в цветное. Сейчас же зритель может переживать массу всевозможных эмоций. Звук льется с разных сторон, очки 3D, создающие трехмерное изображение, позволяют зрителям практически «дотянуться» до любимых героев. И киномеханикам работать стало проще на современном цифровом оборудовании. А начинали…
Кинопроекторы — словно слоны.
Их хорошо помнит Галина Емашева. Она начинала работать киномехаником в кинотеатре «Русь» в 1979 году.
- Кинопроекторы того времени были огромные, словно слоны — говорит Галина Павловна.
- Назывались они КПП и работали на угольных электродах. Нужно было совмещать эти электроды и постоянно смотреть в маленькое окошечко, чтобы они друг с другом совпадали. Глаза от этого потом долго болели. Работать на том оборудовании было трудно, — продолжает Галина Емашева, — пленки нам доставались не самого высокого качества — третьей категории, и порваться могли прямо во время сеанса.
Громоздкие киноаппараты сменила ламповая аппаратура
- Она была удобнее своих предшественников, но это вовсе не означало, что в работе не возникало никаких накладок.
- Бывало, что лампа могла взорваться прямо во время сеанса, приходилось срочно её менять, — говорит Галина Павловна, — кроме того, эти лампы имели довольно-таки специфический неприятный запах.
Фильм.. .фильм.. .фильм
В кинотеатрах советского времени в буквальном смысле яблоку негде было упасть от желающих окунуться в волшебный мир синематографа. Билеты на сеанс ожидаемого фильма раскупались заранее.
- Особенно много зрителей было на вечерние сеансы и в выходные дни, — вспоминает Галина Емашева. — А любимые фильмы зритель готов был смотреть бесконечно. Например, «Калина красная». Его в нашем кинотеатре несколько раз показывали, и залы были полные.
Особенно нашему зрителю пришлись по душе зарубежные фильмы — эдакая маленькая возможность прикоснуться к далекой заграничной жизни. Продукция индийского синематографа пользовалась особой популярностью.
- Индийские фильмы всегда собирали много зрителей, — говорит Галина Павловна. — «Бродяга»,«Танцор диско», «Зита и Гита» и другие киношедевры Болливуда с песнями, танцами и постановочными боями надолго полюбились зрителю.
Время других героев.
- Современный зритель сейчас с удовольствием идет на кассовые блокбастеры со множеством компьютерных спецэффектов, — включается в разговор кинооператор Евгений Кашин.
Евгений Викторович в киноиндустрии уже много лет. Начинал, как и Галина Павловна, еще на старых кинопроекторах с водяным охлаждением.
-Когда пришел работать в кинотеатр «Русь», техника была изношена на 90 процентов. Пленки рвались, лампы перегорали, и оборудование постоянно выходило из строя. Но основная сложность была в том, что деталей на эту технику уже не выпускали и приходилось добывать их всякими путями в других кинотеатрах.
Сейчас Евгений Кашин работает на новом цифровом оборудовании. Разница, по его словам, ощутимая.
- Но нельзя сказать, что с этой техникой управляться проще: нужны навыки работы на компьютере и предельное внимание. — Загрузить фильм на сервер, установить звук (в аппаратной — 8 усилителей) и следить за процессом на экране компьютера.
В большой аппаратной, где установлена современная техника, Евгений давно освоился.
Работать киномеханику приходится не только днем, но и ночью.
- Среди нашей молодежи сейчас особенно популярны ночные сеансы, — говорит Евгений Кашин. — Родители с детьми приходят на утренние фильмы и мультфильмы. К вечеру собираются семейные пары.
В том, что в Железногорске у киноиндустрии есть будущее, Евгений не сомневается. Ведь кресла в кинотеатре не пустуют.