А. БАЛАШОВ, заведующий отделом железногорской районной газеты «Ударный фронт».
В конце 1957 года в Железногорске был организован строительный трест «Курскрудстрой». «Дела пошли веселее, — вспоминал первый директор рудника И. К. Митрофанов. Начали возводить жилые и промышленные объекты. На руднике было уже около пятисот рабочих. Незаменимыми тружениками зарекомендовали себя шоферы П. П. Глинчиков, И. В. Филин, В. Г. Гладьянов, экскаваторщики Ф. С. Кемайкин, А. В. Чернов, М. А. Косоротиков, братья Хромовы и многие другие товарищи. Жили пока в прилегающих деревнях, а то и просто наспех сплоченных домишках, располагавшихся прямо у карьера».
В любом большом деле без проблем не обойдешься. Лиха хватили родители комбината в первые осенние и зимние холода. Грунт — или, как его называют горняки, вскрыша — примерзал к кузовам. Тогда по предложению А. Ф. Теплинского и А. Г. Алфимова стали приспосабливать второе металлическое дно и между ними пропускать отработанный двигателем газ. И грунт стал соскакивать, как блин со сковороды.
День ото»дня горняки пробивались к руде. Но матушка-природа легко не отдает свои сокровища. Столкнулись с новой проблемой. Кончился сухой грунт, начались плавуны, вода. Техника в карьере стала тонуть. Что делать? Обратились к ученым-горнякам. Те предложили горные работы остановить и начать строить подземный осушительный , комплекс, состоящий из трех-четырех стволов и проходки горизонтальных выработок до шести километров.
Но коммунисты и комсомольцы решили: горные работы не приостанавливать! Тогда же строительство рудника было объявлено комсомольской стройкой. Установили в карьере не только насосы, но и эжекторы, которые в бортах уступов «пе-рехватывали» воду. Наконец, плывуны прорвали. Экскаваторы встали на твердый грунт.
А долгожданной руды все не было. Кое-кто угрюмо пошучивал: а может, ее и не будет? И каким радостным был тот памятный день, когда «восьмерка», наконец, вскрыла руду.
20 июня 1960 года состоялся митинг. В тот летний день была добыта железногорская руда. Машинист экскаватора Н. Ф. Клименко погрузил первый ковш в самосвал П. П. Глинчикова. И в тот же день паровоз, на котором укрепили увитый цветами и лентами портрет В. И. Ленина, повез на металлургический завод состав железногорской руды.
Я не случайно в очерке о городе так подробно остановился на трудовых делах тех, кто начинал отсчет первому миллиону тонн железногорской руды. От первого миллиона и до 400-миллионной тонны, добытой в карьере Михайловского горно- обогатительного комбината имени 60-летия образования СССР в мае 1986 года, — путь длиною в 26 лет. Это время активного воплощения в жизнь ленинской мечты. Без этого Железногорска — города в рабочей спецовке, с настоящим рабочим характером, города — интернационалиста просто не существует. Руда — главное богатство железногорского края. Это главная работа города. Его судьба. А судьбу города как известно, определяют люди. Их дела.
Поэтому понятна гордость города, его людей за свои свершения. За те первые тонны руды, добытые в промышленных масштабах в июне 1960 года. Именно в том же году в Кремле, где проходил очередной Пленум ЦК КПСС, железногорская делегация передала в президиум коробочку с кусочками богатой железногорской руды. «И этот подарок, — вспоминал впоследствии И. К. Митрофанов, — был помещен у подножия бюста В. И. Ленина. Вот оно, богатство, об освоении которого мечтал великий вождь! И добыто оно руками беззаветных тружеников, претворивших в жизнь мечту Ильича».
Первым к руде посчастливилось выйти бригаде экскаваторщиков, которую возглавлял Герой Социалистического Труда Ф. С. Кемайкин. Но уже тогда они расценивали свою личную победу как победу коллективную. Так зарождалось движение: «От рекорда каждого — к рекорду всего коллектива».
— Нам действительно посчастливилось, — рассказывал тогда Фрол Сергеевич. — Наша экскаваторная бригада первой вышла к руде, открыв дверь в кладовую Михайловского месторождения. Мы радовались тогда, как дети. Не скрою, мне приятно и по сей день, что первая руда в памяти железногорцев неразрывно связана с нашими именами. Даже те из жителей города, кто родился позже 1960-го, знают Фрола Кемайкина, Сергея Акимова и Николая Клименко. Но выход к руде — это результат труда сотен и сотен людей, которые шли рядом с нами, работали с не меньшей одержимостью.
Да, именно там, в конце 50-х — начале 60-х годов, видятся истоки всех замечательных традиций, которыми живет, гордится ныне многотысячный коллектив Михайловского горно-обогатительного комбината имени 60-летия СССР. Именно тогда в Железногорске зародилось на горнодобывающем предприятии могучее движение — соревнование за коммунистическое отношение к труду. Вместе с Ф. С. Кемайкиным высокое звание ударника коммунистического труда в 1960 году было присуждено Ф. С. Перевалову и П. П. Глинчикову. А в следующем году — еще шести горнякам и трем бригадам. Одной из первой в Железногорске почетное звание коллектива коммунистического труд было присвоено бригаде автомобилистов из 12 человек, которой руководил А. В. Лупанов.
Сегодня на Михайловском ГОКе в рядах ударников коммунистического труда идут тысячи. Но те ударники пятидесятых были первыми… Они передали трудовую эстафету поколений лучшей бригаде экскаваторщиков делегата XXVII съезда КПСС Н. Н. Москальц и бригаде водителей автосамосвалов, которую возглавляет Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР А. М. Чаплыгин.
Сегодня на комбинате немало передовиков производства, показатели труда которых значительно превосходят отраслевые. Прежде всего это относится к бригаде автомобилистов А. М. Чаплыгина. Она не раз перекрывала отраслевой рубеж производительности 120-тонных автосамосвалов. Из года в год растут показатели бригад буровых станков С. П. Бизюка и Н. М. Хомюка, В. И. Акиншина и А. Г. Минкина. В добычных забоях ориентиром для экскаваторщиков служат результаты, достигнутые комсомольско-молодежной — бригадой Н. Н. Москальца и В. Г. Киселева.
Только за 25 лет, прошедшие со дня отправки первого эшелона руды с Михайловского ГОКа, более полутора тысяч работников предприятия удостоены государственных наград. Героями Социалистического Труда стали Ф. С. Кемайкин, С. Т. Акимов, А. М. Чаплыгин, И. М. Митяев, Е. А. Сафронов.
История становления Михайловского ГОКа, история города — это яркие судьбы, замечательные биографии тружеников Железногорска.
В 1958 году приехал строить Железногорск молодой плотник Евстафий Сафронов. Приехал не один, привез с собой целую бригаду — уговорил ребят испытать себя на Всесоюзной ударной комсомольской стройке. Рос и мужал Евстафий, набирался мастерства, гражданской зрелости вместе с коллективом треста «Курскрудстрой». Здесь, в Железногорске, Е. А. Сафронову присвоили звание заслуженного строителя РСФСР, на Всесоюзной ударной комсомольской стройке он стал Героем Социалистического Труда. Да и сам трест «Курскрудстрой» за досрочное выполнение заданий восьмой пятилетки, ввод в эксплуатацию крупных производственных мощностей горно-рудной промышленности был награжден орденом «Знак Почета», а в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина ему была вручена Ленинская юбилейная Почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
До сего дня Е. А. Сафронов трудится в СМУ-7 треста, возглавляет бригаду плотников. И, пожалуй, трудно найти в Железногорске хоть один панельный дом, к которому бы не приложила свою мастерскую руку бригада Е. А. Сафронова.
Люди — золотой фонд Железногорска, его настоящее, его будущее. С новым приливом сил, творческой энергии претворяют железногорцы в жизнь -решения XXVII съезда КПСС. Впереди, как и всегда, идут коммунисты. И есть у них лишь одна привилегия — вести за собой свои трудовые коллективы. А для этого самому нужно быть впереди.
— Вот почему, —- говорил мне после XXVII съезда КПСС его делегат бригадир экскаваторщиков МГОКа Николай Никифорович Москалец, — так актуален призыв из известного стихотворения «Коммунисты, вперед!». Это дух ускорения социального и экономического развития страны. Но заметьте, как созвучны эти идеи прозорливой ленинской мысли о том, что дело по освоению богатств Курской магнитной аномалии нужно вести «сугубо энергично»! Об ускорении этого важного дела говорил Ильич на заре Советского государства.
11 декабря 1982 года в Железногорске, на центральной площади, был торжественно открыт памятник создателю Коммунистической партии и первого в мире социалистического государства В. И. Ленину. Думается, это глубоко знаменательно, что памятник В. И. Ленину открылся в те дни, когда советский народ торжественно отмечал 60-летие образования СССР. Железногорск — это город-интернационалист. В нем живут и трудятся представители десятков национальностей СССР — русские и украинцы, белорусы и уроженцы прибалтийских, закавказских республик.
Памятник В. И. Ленину в Железногорске создан по проекту ленинградских скульпторов члена-корреспондента Академии художеств СССР Б. А. Пленкина и архитектора В. М. Литвякова.
У его подножия в любое время года лежат живые цветы. Железногорцы, гости города отдают глубочайшую дань памяти человеку, с чьим именем связано рождение города Железногорска, промышленное развитие этого края. Возлагают сюда цветы и много-численные зарубежные делегации, бывающие в Железногорске. А вот болгарских строителей гocтями города горняков никак не назовешь…
Улица Димитрова — одна из самых молодых и красивых улиц города. Она взметнулась к небу многоэтажными домами, сверкает нарядными умытыми витринами торгового центра. Весной на просыпающихся молоденьких березах и рябинах куролесят, гомонят воробьи.
В начале 1982 года, в честь 100-летия со дня рождения Георгия Димитрова, на улице, носящей его имя, железногорцы решили установить бюст славного сына болгарского народа и заложить сквер советско-болгарской дружбы. Интернациональная бригада Николая Синегубова — Пенко Пенкова призвала тогда всех советских и болгарских строителей треста «Курскрудстрой», всех горожан с 17 мая по 17 июня провести месячник наивысшей производительности труда, заложить сквер Дружбы методом народной стройки. И закипели субботники! В те дни на этом «объекте», как и на десятках других железногорских новостроек, перекликалась русская и болгарская речь. И никаких языковых барьеров — в Железногорске болгары и русские понимают друг друга, что называется, с полуслова.
И город строили, и возводили новые мощности Михайловского горно-обогатительного комбината, и вот улицу Димитрова рука об руку болгары и русские застраивали, и сквер Дружбы вместе закладывали.
Это — вехи совместного пути. Путь этот железногорцы теперь называют уже привычным словом — интеграция. 9 мая, в День Победы, по святой традиции едут железногорцы на мемориал «Большой Дуб». Здесь когда-то, утопая в зелени садов, стоял мирный поселок Большой Дуб, а 17 октября 1942 года разыгралась страшная трагедия. 14 домов, 44 мирных жителя — стариков, женщин, детей — уничтожили фашистские изверги. Курская деревня Большой Дуб стала сестрой белорусской Хатыни.
Часто приходят к памятнику жертвам фашизма, в музей партизанской славы приходят школьники, комсомольцы и седые ветераны. С 1975 года, когда в год 30-летия Победы был методом народной стройки обновлен мемориал и создан музей партизанской славы, «Большой Дуб» посетили сотни зарубежных делегаций из многих стран мира.